Истребитель-бомбардировщик F-15E сбрасывает бомбы GBU-31 JDAM
Зарубежные страны продолжают снабжать киевский режим вооружениями и составляют новые планы поставок. На днях стало известно, что в США обсуждается возможность отправки на Украину комплектов JDAM, и вскоре официально объявили о предоставлении такой помощи. Предполагается, что благодаря этому у украинских ВВС появятся современные управляемые бомбы. Однако уже понятно, с какими проблемами и трудностями столкнется подобная помощь.
По последним данным
О новых планах американских властей 14 декабря сообщило издание The Washington Post. От нескольких не названных высокопоставленных источников оно узнало, что администрация президента Джо Байдена изучает возможность предоставления Украине комплектов JDAM (Joint Direct Attack Munition). Благодаря этому украинские ВВС получат управляемые бомбы и улучшат свои боевые возможности.
На тот момент решение об отправке изделий JDAM еще не было принято. Президент или его советники по безопасности не одобряли подобного предложения. Станут ли они разрешать выделение такой помощи, и когда это может произойти, источники WP не уточнили.
Также не приводились технические подробности возможной помощи. Так, WP не указало, в составе каких комплексов могут использоваться поставленные комплекты – в авиационных или наземных. Кроме того не сообщалось, в каком виде могут предоставить комплекты, самостоятельно или в составе готовых корректируемых авиабомб. Если США выделят только комплекты, то не ясно, с какими украинскими боеприпасами их будут применять.
В контексте получения и развертывания нового оружия The Washington Post напомнило о проблемах украинской боевой авиации. Она укомплектована только старыми самолетами советской постройки, что накладывает известные ограничения. В течение последнего времени Пентагон искал способы модернизировать эту технику. При этом фактически отказались от планов предоставления современных иностранных самолетов, которые требуют переподготовки летного и технического составов.
Разные варианты бомб JDAM. Справа – универсальный приборный отсек
Впрочем, США предоставили авиационное вооружение натовского образца. Украина получила и начала использовать ракеты AGM-88 HARM. Однако WP отмечает, что изделия HARM и JDAM отличаются принципами действия и наведения.
Американское руководство в течение нескольких дней не комментировало новости о поставках JDAM. Но 21 декабря официально анонсировали новый крупный пакет военной помощи, в который, среди прочего, войдут подобные изделия. При этом количество изделий для отгрузки, особенности поставки и т.д. не уточняются.
Современное средство
Проект JDAM разрабатывался с начала девяностых годов. Его целью являлось создание новой бомбы для тактической авиации, способной поражать цели в любое время суток и в любых погодных условиях. Рассматривалось несколько вариантов с разными способами управления, и наиболее удачным в итоге выбрали наведение по данным системы GPS, реализованное в совместном проекте нескольких компаний. Испытания первых опытных бомб такого рода стартовали в 1993 году.
С определенного времени в рамках проекта JDAM планировалось разработать специальный комплект средств для установки на существующую неуправляемую бомбу. С его помощью последняя должна была превращаться в корректируемое средство поражения. Изделия JDAM такого рода появились к 1997 году, и в дальнейшем прошли все необходимые испытания, в т. ч. войсковые.
На рубеже десятилетий комплект JDAM позволил создать несколько новых управляемых бомб в разном калибре. Такие средства поражения поступили на вооружение тактической авиации ВВС и ВМС США. Позже появились зарубежные заказы – в общей сложности более чем от 30 стран. Производством комплектов и сборкой бомб с ними занимается компания Boeing.
В двухтысячных годах исходный комплект JDAM дополнили лазерной головкой самонаведения. Такой вариант изделия, обозначенный как LJDAM, дошел до серии и поставлялся разным заказчикам. Прорабатывались и другие способы наведения, в т. ч. при помощи пассивной радиолокационной ГСН.
Бомба GBU-32 во внутреннем отсеке самолета F-22A
С начала двухтысячных годов авиабомбы JDAM регулярно применяются в различных военных операциях, проводимых США и другими иностранными государствами. Достаточно быстро они стали одним из основных средств поражения, применяемых тактической авиацией. Этому поспособствовало выгодное сочетание тактико-технических характеристик, удобства эксплуатации и относительно низкой цены. Так, в последних контрактах стоимость комплекта удалось довести до 21–22 тыс. долларов.
Комплект для бомбы
JDAM представляет собой комплект средств и приборов для установки на неуправляемую авиабомбу американского образца. На корпусе боеприпаса монтируется устройство для подвески с разъемами системы управления вооружений, а также небольшие крылья. Штатный хвостовик бомбы со стабилизатором заменяется новым приборным отсеком. В случае с модификацией LJDAM также используется небольшой носовой корпус с лазерной ГСН.
Основным элементом комплекта JDAM является хвостовой корпус, выполняющий функции приборного отсека. В нем размещены приборы спутниковой навигации, автопилот и рулевые машинки. Снаружи на отсеке устанавливаются х-образные стабилизаторы с рулями.
Принцип действия бомбы JDAM достаточно прост, и в этом отношении она не отличается от других, более сложных корректируемых бомб. Перед сбросом автоматика получает с борта самолета-носителя координаты цели. Затем бомба осуществляет самостоятельный полет, в ходе которого автопилот следит за траекторией и при необходимости корректирует ее. В ходе испытаний и реального применения бомбы с комплектом JDAM показывали КВО до 7–10 м.
На основе доступных неуправляемых бомб было создано целое семейство боеприпасов JDAM разных калибров. Так, на основе 500-фунтовых свободнопадающих Mk 82, BLU-111 и BLU-126 разработали несколько версий изделия GBU-38 JDAM. Более крупная тысячефунтовая GBU-32 выполняется на базе корпусов Mk 83 и BLU-110. Максимальный калибр семейства – 2 тыс. фунтов у бомбы GBU-31. В ее составе применяются изделия Mk 84, BLU-109 и BLU-119.
Лазерная ГСН на бомбе LJDAM
Изделия JDAM применяются всеми основными самолетами тактической и стратегической авиации США. В зависимости от скорости и высоты полета носителя они могут поражать цели на удалении до 25–28 км. Прорабатывалась возможность увеличения дальности за счет установки раскладного крыла.
Проблемы интеграции
Комплекты JDAM и авиабомбы на их основе представляют очевидный интерес для киевского режима. Он желает получать современное иностранное вооружение, в т. ч. показывающее и подтверждающее высокие характеристики. Тем не менее по понятным причинам ему не удастся использовать весь потенциал американских авиабомб. Этому помешают разнообразные проблемы по линии интеграции такого оружия.
Американские источники не сообщают, какие изделия будут поставляться, но уже понятно, что возникнут трудности с совместимостью компонентов. Так, в случае передачи готовых авиабомб GBU-31/32/38 придется переделывать балочные держатели самолетов под иностранные крепления. Если же поставки ограничатся только хвостовыми приборными отсеками, то возникнет более сложная задача. Их придется каким-либо образом соединить с корпусами бомб советского образца. Удастся ли сделать это и не создать новые проблемы, неизвестно.
Следует учесть, что совместимость с самолетом-носителем определяется не только конфигурацией держателя и его замков. Куда большее значение имеет приборное оснащение. Самолеты украинских ВВС не имеют устройств для взаимодействия с JDAM и ввода команд. Установка таких приборов на самолет советского образца выглядит как минимум непростым мероприятием.
Без такого оснащения автоматику бомбы придется программировать на земле до вылета, что резко ограничит боевые возможности. Из-за этого бомбы JDAM даже в идеальных условиях можно будет применять только по стационарным целям с заранее известными и неизменными координатами. Самостоятельно найти цель, определить ее координаты и нанести точный удар носитель не сможет.
Бомбы GBU-38 под крылом БПЛА MQ-9
Боевое применение устаревших самолетов с современными бомбами связано с серьезными рисками. Изделие JDAM способно пролететь не более 25–28 км, из-за чего носитель перед сбросом попадет в зону поражения ЗРК малой или средней дальности. При этом его обнаружат и возьмут на сопровождение задолго до выхода на рубеж сброса.
Вызывает вопросы и живучесть бомб JDAM в условиях современного вооруженного конфликта. Вполне возможно, что российская ПВО способна засекать и поражать не только самолеты-носители, но и сброшенные управляемые бомбы. В ходе боевых действий уже демонстрировался перехват и более сложных целей.
Полезный опыт
Таким образом, получение комплектов JDAM или авиабомб с подобным оснащением практически не окажет влияния на реальные боевые возможности украинских ВВС. Реализовать потенциал такого оружия не удастся – как по причинам технического характера, так и из-за малой численности украинской боевой авиации. Кроме того, следует учитывать и активное противодействие российских ВКС и ПВО.
Российская армия пока не сталкивалась с подобным оружием, и его появление в зоне боевых действий позволит получить полезный опыт борьбы с ним. Кроме того, свои выгоды получат Пентагон и его подрядчики. Они смогут отработать установку JDAM на самолеты иностранного образца, а также опробовать это оружие в условиях активного противодействия зенитных средств. Это будет, безусловно, полезный опыт, и ради него готовы пожертвовать украинскими самолетами и летчиками.
Источник: topwar.ru