Самолет-снаряд Fi-103 / V-1 на транспортировочной тележке. Фото Бундесархив ФРГ
На заключительном этапе Второй мировой войны в распоряжении германской армии появилось несколько типов «оружия возмездия», в т.ч. самолет снаряд / крылатая ракета V-1 или Fi-103. Такие изделия активно использовались для нанесения ударов по городам и быстро показали весь свой потенциал. В то же время, Великобритания и СССР изучили новую угрозу, а затем выработали и реализовали комплекс мер по защите от нее.
«Оружие возмездия»
Будущий самолет-снаряд V-1 или Fi-103 разрабатывался в качестве средства для нанесения ударов на больших дистанциях, до сотен километров. В частности, рассматривалась возможность запуска таких изделий из континентальной Европы по целям в Великобритании. Работы стартовали в конце тридцатых годов, и проект был завершен летом 1942 г. Еще два года ушло на испытания и доводку конструкции.
Изделие «Фау-1» представляло собой беспилотный самолет длиной 7,75 м с прямым крылом размаха 5,3 м (позже 5,7 м). Стартовая масса – 2,16 т при полезной нагрузке не менее 700 кг. Самолет-снаряд оснащался пульсирующим воздушно-реактивным двигателем Argus As 014. С его помощью изделие развивало скорость 650-800 км/ч и могло лететь на 280-285 км. Пуск осуществлялся с рельсовой направляющей или с самолета-носителя.
Конструкция «Фау-1». Схема из справочника Минобороны Великобритании
Самолет-снаряд получил автономную систему управления. В нее включили набор гироскопов и датчиков, а также исполнительные механизмы, при помощи которых удерживался заданный курс и высота. Также имелся простейший механизм управления дальностью, при помощи которого изделие в заданной точке начинало пикировать на цель. Ввиду технического несовершенства систем управления, точность была крайне низкой – КВО достигало 900 м.
Несовершенные средства наведения позволяли атаковать только крупные цели, такие как города. При этом расчет не мог выбрать конкретный объект, и ракета падала в случайном месте. Все это приводило к разрушениям и жертвам среди мирного населения – при отсутствии реального военного результата.
Производство V-1 стартовало в конце 1942 г. и продолжалось до начала 45-го. По разным оценкам, за это время собрали ок. 25 тыс. ракет. Не менее 16-17 тыс. изделий успели применить. При этом ок. 20% запусков завершались отказами и авариями. Сопоставимое число изделий разбивалось из-за неполадок в полете.
Ракета на пусковой направляющей. Фото Wikimedia Commons
Основную массу Fi-103 использовали против Великобритании. Начиная с июня 1944 г., до Лондона долетело более 2400 ракет, в результате чего было разрушено более 20 тыс. зданий и погибло почти 6,2 тыс. чел. В других районах страны упало еще ок. 800 ракет. После открытия Второго фронта «Фау-1» активно запускали по освобожденным городам Западной Европы.
По известным данным, в 1943-44 г. германское командование рассматривало возможность применения нового «оружия возмездия» по крупным городам СССР. Основными целями таких ударов могли стать Москва и Ленинград – как промышленные и административные центры. Впрочем, насколько известно, ни одна V-1 не отправилась к советским объектам.
Британский опыт
Британские военные быстро оценили новое оружие противника и приступили к выработке методов борьбы с ним. Оно представляло собой своего рода самолет, что ускорило и упростило такую задачу. Оказалось, что против V-1 действуют все существующие средства и методики противовоздушной обороны. Существующая система ПВО без принципиальных изменений могла справиться с новой угрозой.
Британские летчики изучают новую угрозу. Фото IWM
Для отражения налетов бомбардировочной авиации Великобритания ранее развернула крупную сеть радиолокаторов и акустических постов наблюдения, объединенных в общую систему предупреждения. Такие средства вполне справлялись с поиском самолетов-снарядов и своевременно выдавали информацию о них. Штабы ПВО, в свою очередь, обрабатывали поступающие данные и передавали целеуказание истребительной авиации и артиллерии.
Выяснилось, что V-1 можно сбить пушечно-пулеметным огнем истребителя. Пули и снаряды повреждали планер и жизненно важные агрегаты, в результате чего ракета разрушалась. Впрочем, обстрел мог спровоцировать подрыв боевой части, что угрожало перехватчику и его пилоту. В связи с этим была разработана особая методика воздушного «тарана»: истребитель должен был подцепить крыло самолета-снаряда своим крылом и опрокинуть его набок. Ракета попадала в глубокий вираж, из которого не могла выйти.
Самолет-снаряд, летящий по прямой с постоянной скоростью и высотой, являлся простой целью для зенитной артиллерии. Решение такой задачи дополнительно упростили появившиеся радиовзрыватели для крупнокалиберных снарядов.
94-мм зенитные орудия QF 3.7 inch в Лондоне. Фото IWM
Неплохо показали себя аэростаты заграждения. При всех своих недостатках, такие средства записали на свой счет значительное число перехватов.
В целом на Великобританию упало ок. 3,2 тыс. самолетов-снарядов из 10,5 тыс. запущенных – чуть более 30% от общего количества. Еще 3 тыс. изделий не долетели до британских берегов. Ок. 4260 ракет были сбиты противовоздушной обороной. Порядка половины таких побед пришлось на истребительную авиацию, а остальные цели были поражены артиллерией или аэростатами. Это был весьма хороший результат – учитывая уровень развития техники и вооружений того времени и объективные ограничения.
Советские приготовления
Уже в июне-июле 1944 г. Лондон сообщил Москве о появлении у общего врага нового оружия. Советское командование сразу приняло необходимые меры. Так, Ленинградская армия ПВО получила приказ подготовиться к защите г. Ленинград от возможной атаки самолетов-снарядов со стороны Финляндии и оккупированной части Прибалтики.
Советская 85-мм пушка 52-К. Фото Wikimedia Commons
Тогда же выработали первый вариант указаний по борьбе с новой угрозой. В следующие месяцы британские партнеры предоставили новые данные о «Фау-1», и это позволило уточнить имеющиеся документы. Окончательный вариант «Указаний по борьбе с самолетами-снарядами» был утвержден в сентябре, и затем его разослали различным формированиям для изучения и использования.
В соответствии с «Указаниями», в предполагаемом районе появления немецких ракет следовало доработать существующие системы ВНОС и ПВО. Так, первые РЛС и посты акустического обнаружения должны были располагаться в нескольких километрах от фронта; за ними на заданной дистанции находились другие полосы обнаружения. Вблизи зоны пролета должны были находиться аэродромы истребительной авиации; следовало организовать дежурство на земле и в воздухе. На расстоянии 10-12 км от фронта предписывалось развернуть зенитные огневые средства. Между всеми этими средствами располагались полосы аэростатов заграждения.
Предполагалось, что такой состав и расположение различных средств позволят вовремя обнаружить летящий самолет-снаряд и навести на него истребители и/или артиллерийский огонь. Поражение замеченной ракеты должно было происходить на значительном расстоянии от защищаемого города.
Истребитель Як-9. Фото Airwar.ru
На тот момент противник мог применить V-1 по Ленинграду и Москве. Учитывая характеристики этого изделия и конфигурацию линии фронта, определили оптимальные районы запуска и маршруты полета. Вдоль них следовало разместить соответствующие средства ПВО.
Запуск ракет по Ленинграду мог осуществляться с земли из нескольких районов Финляндии и Эстонии. В связи с этим рядом с городом организовали сразу два сектора обороны, на северо-западном и западном направлениях. Для атаки Москвы противнику пришлось бы использовать ракеты воздушного базирования с самолетами-носителями. Перехват такого ударного «комплекса» планировалось осуществлять на максимальном удалении от столицы, едва ли не вблизи фронта. В случае прорыва единичных ракет в дело должна была вступать ПВО Москвы.
Вскоре после развертывания такие системы ПВО прошли проверку в рамках учений с имитацией налета самолетов-снарядов. В роли последних выступили истребители Як-9 с близкими летными характеристиками. Все условные ракеты были успешно обнаружены и перехвачены теми или иными средствами.
Трофейная ракета «Фау-1» на послевоенной выставке в Париже. Фото Wikimedia Commons
К счастью, усиленной «противоракетной» ПВО Москвы и Ленинграда не пришлось решать свою основную задачу. Фронт сдвигался на запад, и к концу 1944 г. гитлеровская Германия потеряла возможность запускать ракеты по крупным советским городам. Еще через несколько месяцев война закончилась в Берлине.
Бесполезные новинки
Германское руководство возлагало на свое «оружие возмездия» большие надежды, но оно не оправдало ожиданий. Так, крылатые ракеты V-1 / Fi-103 выпускались большой серией и активно применялись по британским городам, но это никак не повлияло на ход войны. Предполагалось обстреливать и города СССР – и эти планы вообще не были выполнены.
Причины низкой эффективности «Фау-1» просты и понятны. Этот самолет-снаряд не отличался совершенством и страдал от постоянных неполадок. Кроме того, Великобритания и СССР смогли быстро усовершенствовать свою ПВО и подготовить ее к борьбе с новой угрозой. Более того, развивая наступление, Советский Союз за несколько месяцев оставил противника без оптимальных районов запуска и полностью защитил себя от ракетных ударов. Исход войны решило не «оружие возмездия», а самые обычные танки, орудия и пехота.
Источник: topwar.ru