Фото АО "Обуховский завод
"
То, что в сегодняшней российской армии положение с разведывательными и ударными БПЛА дело обстоит просто позорно, наверное, говорить не стоит. Если бы не купленные в срочном порядке иранские дроны, ситуация вообще бы стала фатальной. Иранцы реально спасли ситуацию, причем, не только с помощью «Шахедов», но и управляемых дронов, которые теперь украинцы называют «Неланцет».
То есть, российские «Ланцеты» они знают, и прекрасно отличают их от «Неланцетов», которые намного более эффективны. То есть, все, чем располагает российская армия – это горсточка «Орланов», не очень эффективные «Ланцеты» и импортные дроны. Ну и то, что закупают в Китае и отправляют граждане, взявшие на себя вопросы снабжения в добровольном порядке.
Итак, Иран, Китай и на подтанцовках Россия. Очень печально все это наблюдать, особенно зная, что еще со времен Советского Союза разработки радиоуправляемых моделей велись, и велись весьма успешно. Точнее, успешными были принципы, подводила материально-техническая база. Советское «Остехбюро» силами Бекаури, Гроховского, Асафова, Миткевича и многих других конструкторов вполне успешно разрабатывало телетанки, радиоуправляемые самолеты и катера.
И после войны создавались вполне приличные системы, американцы порой реально оказывались в роли догоняющих.
С чего всё начиналось
Как пример: Ту-123 с комплексом ДБР-1 «Ястреб».
Комплекс сделали на базе Ту-121, самолета-снаряда с ядерной БЧ и дальностью полета 4 000 км. В 1961 году «Ястреб» совершил свой первый полет, а всего было изготовлено 52 комплекса в период с 1964 по 1972 годы.
Ту-123 мог пролететь на скорости 2700 км/ч (привет, ПВО!) на высоте 19-22 км расстояние в 3 500-3800 км, согласно заложенной программы осуществляя фотоконтроль земной поверхности. И – что немаловажно – вернуться обратно.
Что там в США? А в США что-то подобное было создано и доведено до ума только в 1969 году. Это был комплекс, состоявший из беспилотного разведчика D-21B и самолета-носителя М-21, который был создан на основе самолета А-12, прародителя знаменитого «Черного дрозда» SR-71.
D-21B
А-12
М-12, построенный в единственном экземпляре, американцы в итоге разбили, D-21B переделали под запуск с В-52. Но и эксплуатация самолета была очень недолгой: спутники стоили дешевле, чем титановый самолет. Кроме того, D-21B сам себе подписал смертный приговор, в первом боевом вылете на съемку китайского ядерного полигона Лобнор. Сбой программы привел к тому, что БПЛА не развернулся, а полетел дальше… в СССР! И упал, немного не долетев до Байконура.
Подарок был принят и на базе D-21B был создан разведывательный комплекс «Ворон».
Но это стратегические разведчики, отдельная тема. А если смотреть ниже и проще, туда, где сегодня у нас полный развал?
Единственное, о чем можно говорить – это очень странные БПЛА «Шмель» и «Пчела». Разработало их в начале восьмидесятых годов прошлого века ОКБ Яковлева.
БПЛА "Пчела
"На момент своего появления «Шмель» и «Пчела» были вполне на мировом уровне. Вообще есть предположения, что КБ Яковлева просто оттолкнулось от американского БПЛА «Акила», очень уж похожи были и размеры, и ЛТХ аппаратов.
БПЛА "Акила
"Но вот когда «Пчелу» приняли на вооружение в 1997 году, она уже была не очень актуальна, хотя в Чечне выполняла свои обязанности. По отзывам картинка была очень так себе, но на безрыбье, как говорится, пойдет и рак щукой.
В этом году, в конце ноября, в павильонах ВДНХ, прошла почти незамеченной выставка «Аэронет-2035». Участвовало более 130 организаций, которые продемонстрировали 170 разработок в области беспилотной авиации.
Наше время
Результаты? Да никаких. Это не «Армия…», где подписываются в обязательном порядке многомиллионные контракты, это просто выставка тех, кому не все равно на то, что в России никак с беспилотной авиацией.
Хотя многое из того, что показывали на выставке, можно просто брать и запускать на конвейер. Но это отдельный вопрос, который будет ниже в подробностях.
Пока же стоит рассмотреть вопрос в свете того, как вообще работает разведка с БПЛА в современном конфликте.
На ВСУ работают американские дроны-разведчики RQ-4 «Глобал Хоук».
И работают давно. Вылетая с аэродрома базы Сигонелла на Сицилии (Италия), «Ястребы» лет восемь летают над акваторией Черного моря и вдоль наших границ от Грузии до Беларуси.
У России таких машин нет и пока даже не предвидится. Разработки были, с 1986 года в СССР разрабатывалось сразу два соперника «Глобал Хоуку»: в КБ Мясищева турбовинтовой БПЛА М-62 «Орел», а в КБ Сухого — С-62 «Ромб» на турбореактивных двигателях. Но в начале 1990-х оба проекта были закрыты «из-за недостаточного финансирования».
БПЛА М-62 "Орел
"
БПЛА С-62 "Ромб
"В наше время ОКБ «Сокол» разработало весьма перспективный аппарат, который мог бы стать российским ответом на «Ястреба». Речь идет об «Альтиусе», который вполне мог бы стать соперником MQ-9 «Reaper» и RQ-4 «Global Hawk».
Однако, работы, которые идут с 2011 года никак не могут увидеть закономерный конец, а потому стратегических дальних разведывательных БПЛА у нас нет.
Начиная с девяностых годов в Жуковском, на МАКСе регулярно выставлялись различные беспилотные летательные аппараты. Десятки разработок. Сотни. Кроме «Пчелы», увидевшей мелкосерийное производство, все проекты оказались не востребованы.
Выставка «Аэронет-2035», проходила 22-27 ноября этого года. Показали 170 разработок. Можно только гадать, сколько из них окажется не нужными ни армии, ни флоту.
Кстати, бесподобный ВМФ России – единственный флот в мире (если не брать флоты типа Сомали) среди серьезных стран, у которого на вооружении нет беспилотной техники.
А вот американцы оснастили беспилотниками все, что только можно. Даже линкоры. Да, линкоры-участники Второй Мировой войны, «Миссури» и «Висконсин» в далеком 1987 году получили БПЛА RQ-2 «Пионер» и более того, просто шикарно их использовали в войне в Персидском заливе в 1990-91 годах. Дроны корректировали огонь корабельной артиллерии и занимались подтверждением поражений.
Сегодня оснащение флотов идет весьма приличными темпами. Палубы кораблей завоевывает БПЛА S-100, разработанный и производящийся австрийской фирмой «Schiebel» с участием немецкой компании «Diehl BGT Defence».
США, Италия, Германия, Австрия, Франция, Китай, Индия… Мозамбик, черт возьми! Уже более двух десятков стран оснащают свои боевые корабли австрийским беспилотником.
Россия собрала 30 S-100 в рамках совместного проекта ОАО «Горизонт» из Ростова-на-Дону и «Шибель».
И на этом все, больше «Горизонт Эйр S-100» производиться не будет, потому что санкции.
А ведь в 1993 году (!!!) на МАКСе был показан наш Ка-37. Беспилотный вертолет.
За 15 лет до появления австрийского «Камкоптера» у нас был свой (хорошо, почти свой) проект беспилотного вертолета. В создании принимала участие южнокорейская фирма DHi, но Южная Корея, как партнер, попроще, чем Австрия и Германия. В 1996 году Ка-37 получил более мощный двигатель и наименование Ка-37С и снова выставился на МАКСе.
И на этом все. История закончилась.
В 2016 году началась и тут же закончилась история «Птеродактиля», дрона для танка «Армата». Многие СМИ (в том числе и мы) серьезно обсуждали возможности «Арматы» при использовании «Птеродактиля», делали прогнозы…
Да, смотрелось все неплохо: БПЛА на двух кабелях, информационном и силовом, поднимается на высоту до 90 метров и оттуда обозревает поле боя, наводит пушку. Причем, ему совершенно не страшны комплексы РЭБ. В 2017 году аппарат должен был пойти на испытания.
Где «Птеродактиль»? Примерно там же, где «Армата», чуть подальше в пространственно-временном континууме.
А мир не стоит на месте. Мир идет вперед, совершенствуется. И вот уже в Китае в августе 2020 года совершен первый коммерческий рейс беспилотных летательным аппаратом. Коммерческий – это значит, по доставке грузов. Да, полет длился один час. И расстояние было невелико, но летел-то беспилотник!
БПЛА Feihong 98 (FH-98), созданный на базе легкого многоцелевого самолета Shifei Y5B, который, в свою очередь, является лицензионной копией советского самолета Ан-2. Патриоты могут надуваться от гордости, но где наши такие самолеты? FH-98 тащит полторы тонны груза со скоростью 180 км/ч на расстояние до 1200 км. Можем повторить? Сомневаюсь.
Зато у нас носятся с несчастным «Охотником». Создавали больше 10 лет, кое-как построили целых два образца, один научили летать. В августе 2020 года в СМИ прошла информация, что С-70 пойдет в серию в 2023 году. Но что-то мне подсказывает, что этого не случится по многим причинам, главная из которых – его полная никчемность.
Практика войны на Украине показала, что в случае неподавленной ПВО обычным самолетам в небе ловить нечего, несмотря на возможность маневрирования и использования ловушек и прочих ухищрений. Сбивают. А уж 25-тонный утюг, который не умеет ничего из активной защиты, собьют и подавно.
Впрочем, С-70 должен был вроде как применяться в паре с Су-57. А наличие Су-57 в войсках – это тоже дело не завтра и не послезавтра. Плюс пока нет данных о стоимости аппарата даже приблизительно. Скорее всего, она будет такой, что всерьез использовать такой аппарат для выполнения боевых задач будет невыгодно настолько, что «Охотника» отправят туда, где все наши «не имеющие аналогов» «Арматы», «Коалиции», «Бумеранги», «Курганцы» и прочие ПАК ФА и ПАК ДА. На выставки и парады.
«Добрыня»
Теперь переходим к «Добрыне». И к тому, почему он в заголовке назван убийцей отечественной беспилотной авиации.
Скандал вокруг «Добрыни» и «Горыныча» еще не утих, наоборот, к нему подключаются все новые лица типа сына широко известного нашего специалиста в космической сфере Дмитрия Рогозина, например.
Суть в том, что ряд государственных и не очень СМИ типа НТВ и «5 канала» ввели российских граждан в заблуждение, то есть, соврали, рассказав о том, что:
«В Петербурге на Обуховском заводе начали выпускать беспилотники «Добрыня», производимые из российских комплектующих.
Всего четыре месяца понадобилось специалистам концерна „Алмаз-Антей”, чтобы практически с нуля запустить массовое производство квадрокоптеров. В России их выпускали и раньше, но в Петербурге создали производство исключительно из отечественных комплектующих — от болтиков и винтиков до программного обеспечения»
Знающие люди моментально вычислили, что «Добрыня» не то чтобы «Добрыня», а в общем-то «Назгул». Персонаж из совсем другой сказки.
Flight Nazgul5 Evoque – это гоночный дрон с камерой весьма невысокого разрешения. И, что главное – совершенно неприспособленный к доставке хоть каких грузов.
Но если товарищ капитан сказал, что крокодилы летают…
«Вообще сфера применения „Добрыни” необычайно широка: спорт, георазведка местности, доставка медикаментов в труднодоступные места. При этом не будет иметь никакого значения погодный фактор. Возможен и полет под дождем, и в морозы»
Вообще у нас армия задыхается от отсутствия нормальных БПЛА для той же артиллерии, от чего российские артиллеристы работают по канонам Первой мировой. Но это никого не волнует. Какую «георазведку» можно вести на спортивном дроне с камерой 720р, я не знаю. И как доставлять что-то на аппарате, у которого нет даже системы возврата в случае потери связи.
Про нешифрованный сигнал управления я уже молчу.
«До конца года будет изготовлено более тысячи экземпляров «Добрыни»
Тут надо забиться в патриотической истерике «Ну как тебе это, Илон Маск», не так ли? Но вот увы, что-то не тянет.
Алексей Дмитриевич Рогозин вступился за «Алмаз-Антей», признав, правда, что
«Добрыня», действительно, не полностью отечественный квадрокоптер». Однако, утверждает он, это и «далеко не копия китайских изделий»
Вот тут соглашусь с Рогозиным-младшим. Это далеко не копия китайского изделия, точнее, ДАЖЕ не копия. Это китайское изделие с нахлобученным на него кожухом. Не будем рассказывать о внезапном освоении производства электромоторов и микросхем, хорошо?
Все в рамках одного призыва: «Хватит нам врать!».
«Добрыня» — это предательская и преступная попытка попила бюджета путем втюхивания армии совершенно не пригодного для военных целей гоночного дрона. Очередная игрушка за огромные деньги.
Касаемо «Горыныча», скорее всего, все обстоит точно так же: куплен китайский гекс и для него просто на 3Д принтере напечатали кожух и драконьи морды. Они, конечно, очень важны. Возможно, скрывают маркировку «Сделано в Китае» или еще что-то не менее важное.
Но что тут главное? А главное – цена.
Flight Nazgul5 Evoque стоил 7 декабря чуть более 34 тысяч рублей.
Правда, без пульта и аккумулятора. Пульт RadioMaster TX12 еще 6 тысяч рублей, аккумулятор (хорошо, два) – еще 6 тысяч. Итого комплект выходит в 46 тысяч рублей.
«Алмаз-Антей» заявляет стоимость в 130 тысяч. Вычтем отсюда печатание кожуха или прибавим к стоимости и даже округлим до 50 тысяч. Наклейки там фирменные и все такое.
И все равно, получается, что с каждого коптера «Алмаз-Антей» будет иметь 80 000 (восемьдесят тысяч) рублей.
Тысяча коптеров до конца года? 80 000 х 1 000 = 80 000 000 рублей. Восемьдесят. Миллионов. Рублей. Вот уж действительно, «учись, студент». И перспектива иметь столько каждый месяц на совершенно ненужных армии игрушках.
А куда бойцы денутся? Возьмут. Да еще и благодарить будут. Потому что такой дерьмовый дрон лучше, чем вообще ничего.
Благодетели, в общем.
Теперь вы понимаете, почему в армию будут идти эти поделки и игрушки из Китая под видом нормальной техники? Потому что они приносят не деньги даже – СУММЫ тем, кто может урвать от бюджета.
И потому никакие получастные ОКБ, которые хотят делать технику сегодняшнего или завтрашнего дня, не получат ни копейки на реализацию своих проектов. На них не заработать. На них можно только потерять. А вот купить в Китае, замазать где надо ненужное и продать, как свое – это у нас завсегда пожалуйста.
Источник: topwar.ru