Вслед за нашим хорошим знакомым Томасом Недвиком из «The Driwe» мы посмотрим вслед уходящему в историю самолету Су-27.
Об истории Су-27 в том числе и на наших страницах было написано более чем достаточно. Ограничимся общими данными о том, что как самолет Су-27 совершил свой первый полет в 1977 году, в 1982 году самолёты начали поступать в авиационные части, с 1985 года началась их эксплуатация. Принят на вооружение 23 августа 1990 года.
Су-27 является базовым самолетом ВВС России. На основе Су-27 разработано большое количество модификаций: учебно-боевой Су-27УБ, палубный истребитель Су-33 и его учебно-боевая модификация Су-33УБ, многоцелевые истребители: Су-30, Су-27М, Су-35, фронтовой бомбардировщик Су-34. Третье место в мире по количеству, самый распространенный тип боевого самолета российского производства.
На момент начала СВО списочно на вооружении ВКС РФ стояло 20 шт. Су-27, 10 шт. Су-27УБ, 47 шт. Су-27СМ и 24 шт. Су-27СМ3. Кроме того, на хранении находится некоторое количество самолетов Су-27П.
По официальным данным, к концу 2020 года ожидался практически полный вывод из эксплуатации самолетов Су-27П и Су-27СМ, у которых заканчивался летный ресурс. Естественно, с началом СВО самолеты продолжили служить, что неоднократно фиксировали как наши, так и западные СМИ.
Согласно официальным видео от Минобороны РФ, Су-27 в различных модификациях продолжает эксплуатироваться, несмотря на то что модель явно уступает последователям, Су-30 и Су-35. В одном из последних видеороликов ТК «Звезда» «главным героем» был именно Су-27СМ, кандидат на выход на пенсию.
Несмотря на принятое решение о выводе из эксплуатации самолетов, летный ресурс которых позволяет усомниться в целесообразности их использования, они продолжают нести службу в том же Крыму. Было показано, как Су-27СМ осуществляют боевое воздушное патрулирование, неся вооружение из двух ракет класса «воздух-воздух» средней дальности Р-27 и четырех ракет класса «воздух-воздух» малой дальности Р-73.
Действительно, самолет на видео несет следы довольно долгой эксплуатации. Это не самая современная модификация, такой вывод можно сделать по шлему пилота, не оснащенному нашлемной системой прицеливания, характерной для более поздних моделей самолетов семейства Су.
Данное видео позволило некоторым зарубежным экспертам сделать выводы о плачевном состоянии авиапарка российских ВКС и всерьез заговорить о том, что «все не так радужно, как говорят российские ОфСМИ».
Позволю не согласиться.
Для начала, стоит посмотреть на ролик ТК «Звезда». Понятно, что он из себя представляет, однако в нем есть некоторое количество точной информации, которая позволяет сделать определенные выводы.
Су-27СМ принадлежат 38-му ИАП, который базируется на авиабазе Бельбек. То есть, мы говорим об аэродроме в глубоком тылу, поскольку Бельбек – это пригород Севастополя, а не Мелитополя.
Соответственно, Су-27СМ осуществляют патрулирование воздушного пространства над полуостровом в целом и базой Севастополя в частности. Что, собственно, не удивительно. Вполне приемлемая роль для такого самолета.
По данным телеканала «Звезда», Су-27СМ обеспечивают верхнее прикрытие для штурмовиков и бомбардировщиков, а также боевых вертолетов. Кроме того, при патрулировании воздушного пространства решаются задачи перехвата малоразмерных воздушных целей (БПЛА).
Итак, получается картина не тотального дефицита самолетов, а ПВО Крыма силами самолетов, скажем так, второй линии, позволяющая высвободить новые самолеты для выполнения более важных задач в зоне СВО.
Судя по отчетам губернатора Севастополя Михаила Развозжаева, Су-27 с поставленными задачами справляются. Отчеты о сбитых летчиками полка БПЛА появляются систематически, что позволяет сделать вывод о том, что в такой роли Су-27 вполне себе годен к службе. Учитывая, что вероятность проникновения украинских БПЛА в российское воздушное пространство над Крымом — реальная угроза, необходимость постоянного патрулирования ясна и понятна.
Несмотря на атаки в начале СВО, инфраструктура очевидно не понесла потерь, а потому используется по полной программе. И используются в том числе и не модернизированные Су-27. Почему? Есть определенный смысл. Долетать ресурс самолетов и списать с чистой совестью, гоняя «сушки» над Крымом, ожидая, что на смену им в соответствии с планами придут одноместные Су-35С и двухместные Су-30М2. По крайней мере, некоторое количество Су-30М2 уже прибыло в Бельбек и используется для обучения экипажей.
Вполне очевидно, что Су-27, радиус действия которого более 3 тысяч километров, может быть задействован и в патрульных облетах акватории Черного моря. И не просто «может быть», а задействуется. В сентябре месяце этого года именно Су-27 «упустил» ракету во время инцидента с самолетом радиоэлектронного наблюдения RC-135W «Rivet Joint» королевских ВВС Великобритании над Черным морем.
Ситуация не стала напряженной, ракета, которая вроде бы стартовала «случайно» в британский самолет не попала, обе стороны согласились считать инцидент исчерпанным, но с тех пор разведчиков RAF RC-135 в полетах над Черным морем сопровождают истребители «Typhoon». На всякий опять же случай.
Если покопаться в истории, то там можно найти много случаев контактов Су-27 с представителями блока НАТО. Жизнь у самолета была долгой и насыщенной, это нельзя не признать. Однако, сегодня Су-27 понемногу уходит с арены, потому что все, дольше тянуть просто не стоит – самолет устаревает значительно быстрее, чем идут проектные работы по его модернизации.
Здесь стоит сказать о модернизациях Су-27. Программа обновления срока службы Су-27 в виде модернизации Су-27СМ была запущена в 2003 году, под действие программы попали в первую очередь Су-27, производство которых началось еще в 1982 году. Двадцатилетние самолеты получили новую систему управления вооружением СУВ-ВЭШ, дополнительно обеспечивающую применение противокорабельных ракет X-31A.
Оснащение самолетов было кардинально изменено, радиолокационный прицельный комплекс РЛПК-27ВЭШ, оптико-электронная прицельная система ОЭПС-27МК, система индикации на лобовом стекле СИЛС-27МЭ и запросчик госопознавания. РЛПК-27ВЭШ является дальнейшим развитием радиолокационного прицельного комплекса РЛПК-27Э самолёта Су-27СК, дополненным каналом «воздух—поверхность». Плюс новая оптико-локационная станция ОЛС-27МК и новая нашлемная система целеуказания «Сура-К».
Работы настолько масштабные, что модернизацией назвать язык не поворачивается. На выходе практически новый самолет, с весьма впечатляющими на тот момент возможностями. Для 2002 года – просто прекрасно проделанная работа.
Дальше была модернизации Су-27СМ2 и Су-27СМ3. Партии этих самолетов были откровенно небольшими, их даже можно назвать исследованием в полевых условиях на предмет дальнейших возможных модернизаций. Система управления вооружением была улучшена еще на порядок, установлены двигатели АЛ-31Ф-М1, была усилена конструкция планера, что позволило разместить дополнительные точки крепления вооружений.
Импортные специалисты заметили, что аналоговые приборы начали уступать место многофункциональным дисплеям и панелям ввода данных.
Это тоже определенное улучшение, но вообще то, что было добавлено в боевую систему от модификации Су-30МК2 (производилась для Китая), на мой взгляд было более значимо. Улучшили возможности прицельной системы, и со стороны радиолокации, и со стороны электрооптики. Инфракрасный поиск и сопровождение целей в ИК-режиме. Более мощный бортовой компьютер, обсчитывающий все эти процессы.
В целом, улучшения, которые понемногу заходили в Су-27 и в нем оставались, позволили значительно улучшить боевые возможности самолета. Кроме Р-27 и Р-73 самолет смог брать на борт (соответственно – использовать) противокорабельные Х-31А, противорадиолокационные Х-29 (Л, Т, ТД), а также бомбы с наведением по лазерному лучу. Кроме того, в номенклатуру Су-27 ввели новую ракету класса «воздух-воздух» с активной радиолокационной ГСН, Р-77. Это еще более усилило возможности Су-27, как изначально заточенного под работу в качестве истребителя ПВО.
Кстати, украинские пилоты в своих интервью уже не раз говорили о том, что Р-77-1 дает российским летчикам преимущества, которые у летчиков ВСУ не вызывают положительных эмоций.
Кроме того, улучшения коснулись и электронной начинки самолета. Навигационная система получила новую модель GPS-приемника, приемник-индикатор радиолокационного предупреждения «Береза» заменили на более современный «Пастель», модули комплекса РЭБ «Сорбция» заменили на «Хибины».
В целом, от Су-27 до Су-27СМ путь был довольно приличный в плане замен и модернизаций.
Когда началась СВО, помимо Су-27 в Крыму были размещены Су-30 и Су-35. Более современные и эффективные самолеты взяли на себя первоочередные задачи, а на долю Су-27 остались вопросы патрулирования и непосредственной обороны воздушного пространства Крыма.
Все смотрится довольно логично: более новые самолеты, у которых больше шансов на выполнение боевых задач в условиях противодействия противника, занимаются первоочередными задачами, а более старые самолеты играют роли второго плана. Это нормально, согласитесь, что отправлять Су-27 работать по системам ПВО Украины было бы просто глупо. Если возникают проблемы у более современных самолетов, то что говорить о Су-27, для которого задача уйти от того же «Бука» просто невыполнима?
Некоторые западные и украинские (в особенности) СМИ пытаются уверить читателей, что работа Су-27 в тылу должна рассматриваться исключительно в контексте плохих показателей работы ВКС России, которые оказались неспособны к завоеванию превосходства в воздухе.
Стоит согласиться с тем, что в свете последних событий в Белгороде доверие к ВКС и ПВО (которая теперь составляющая ВКС) продолжает падать, поскольку уже удары по старой российской территории становятся обычным делом. Здесь можно ставить в вину и атаки старыми советскими беспилотными аппаратами аэродромов стратегической и дальней авиации, и атаки Белгорода при помощи давно уничтоженных ВВС ВСУ – и в этих упреках есть много истины.
Повышенное внимание к проблемам российской ПВО – дело совершенно нормальное. Российские граждане имеют право на защиту от любых посягательств на свою жизнь. И армия России ОБЯЗАНА предоставить весь комплекс мер по защите, а не только то, что возможно на данный момент.
Говоря о нашем сегодняшнем объекте рассмотрения, как самолет современного воздушного боя Су-27 устарел настолько, что просто об этом не хочется говорить. Ему действительно пора на заслуженный исторический пьедестал, потому что никакими модернизациями не вымучить актуальность для этой старой машины.
Порезать на металл – да, это будет широко, но не рачительно. Проще действительно использовать до конца, на таких, второстепенных ролях, хотя, какие они, к черту, второстепенные, если под ударами с земли и воздуха российские города?
Другой вопрос, что у нас Су-27 всех модификаций осталось не так уж и много, около сотни самолетов. Конечно, это фактически два полка, но возникает вопрос о том, что вот, сейчас они выработают ресурс и уйдут со сцены. И что дальше? Верить в то, что в Комсомольске-на-Амуре смогут выполнить заказ на 76 единиц Су-57? Не смешно. Не смогут, это сегодня уже ясно, понятно и подтверждено.
Да и нет смысла бросать с украинскую мясорубку дорогие и необкатанные самолеты, пусть и вроде как пятого поколения. Они там просто не нужны.
И, говоря о том, что будет после ухода Су-27, мы скажем, что будет… Су-27!
На самом деле, и Су-30, и Су-35, и даже Су-34 – все они по сути своей не что иное, как Су-27. 45 лет назад в воздух был поднят прототип просто уникального самолета, в который было заложено столько, что потомки продолжают быть вполне актуальны и современны.
Более того, у нас предстоит осуществить очередную модернизацию Су-35, и этому будет посвящен материал в самое ближайшее время в разделе «Вооружения», потому что эта модернизация, если все пойдет так, как задумывалось, сможет обеспечить Су-35 довольно впечатляющее будущее. И что будет на выходе – вообще отдельный вопрос.
Конструкторы, заложившие в Су-27 такой огромный потенциал для развития, создали шедевр. Более 40 лет эксплуатации и модели, составляющие ударное ядро российских ВКС только подтверждают это. И с уходом со сцены самого Су-27 ничего не заканчивается. И тем более, не стоит рассматривать перевод самолета на службу в тылу как нечто, шатающее основы ВКС. Все не так плохо, хотя хотелось бы лучше.
Просто действительно, пришло время менять Су-27 на более новые модели. Весь вопрос только в том, как это сделать.
Источник: topwar.ru